Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что сфера международного сотрудничество делает возможным не только достижения в укреплении политического и иного взаимодействия различных стран мира, но и ставит своей целью поддержание мира и безопасности на планете, а также стабильному экономическому развитию и помощи странах третьего мира.
Основную роль в этом вопросе играет такая международная организация как Евросоюз. Именно с помощью его деятельности происходят такие изменения в различных сферах как дипломатия, оказание гуманитарной помощи воюющим странах или бедным, также не допущение со стороны стран в умалении прав человека со стороны как граждан. так и организаций.
Глава 1. Исторический аспект образования Европейского Союза и его нормативно-правовые акты
1.1 История становления и развития Евросоюза
История становления и развития Евросоюза берет свой путь по окончанию Второй мировой войны. Основными факторами, способствующими возникновению идеи объединения мира, являются следующие:
1) именно после войны у всего человечества возникла потребность в мире на длительное время;
2) также окончанию войны способствовало тому, что возникла потребность в становлении и развитии связей в сфере экономики, которые будут складываться с западноевропейскими государства с целью восстановления последствий от прошедшей войны;
3) в это время мировое сообщество пришло к мнению, что именно сейчас необходимо формировать биполярную систему мира, в которой лидерами будут США и СССР.
Также началом воссоединения государств в единое многие ученые связывают с речью британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», которые была провозглашена им в сентябре 1946 г. в Цюрихском университете. В речи государственного деятеля были провозглашены призывы, касающиеся окончания национальных конфликтов особенно с франко-германским антагонизмом, и дальнейшим возникновением на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы».
В мае 1948 г. в Гааге был проведен Конгресс Европы, в ходе которого государственные деятели из шестнадцати стран, а также и наблюдатели из США и Канады решали многие проблемы и формировали планы, касающиеся создания федеративного государства. В результате проведенного конгресса был основан Совет Европы, который начал свою деятельность в 1949 г. Поначалу образованный орган являлся пунктом, созданным в целях взаимодействия в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Ныне же действующий совет создан для решения вопросов в особенности в сфере обеспечения и защиты прав человека.
В апреле 1951 г. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия заключили договор, который содержал положения об объединении угля и стали, на срок до пятидесяти лет. Цели ради которых был подписан указанный договор следующие:
- создать единый рынок в области сбыта угля и стали;
- модернизировать и повысить показатель эффективности производства в области угольной и металлургической продукции;
- улучшить условия труда и решить проблемы занятости в указанных выше отраслях.
Представленный договор указывал своей основной целью также укрепление мира в европейских странах и создание условий для единения народов. Заключив указанный договор, касающийся добычи угля и стали, были решены следующие задачи:
- произошла модернизация национального хозяйства;
- укрепление позиций стран в случае возможных войн .
Для того, чтобы углубить позиции стран в сфере интеграции экономике те же государства в 1957 г. решили создать Европейское экономическое сообщество (далее – ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (далее – Евратом). ЕЭС создавался в целях регулирования взаимоотношений указанных государств в сфере таможенной области, которая должна была привести к свободе передвижения товаров, услуг и народов этих стран. Евратом создавался с целью объединения мирных ядерных ресурсов указанных стран.
1.2. Организационная структура союза и полномочия
Система Евросоюза состоит из соответствующих институтов или органов. Устоявшиеся система разделения властей на три ветви не является характерной для союза. Особенности союза, как характерные для него институты были основаны еще при создании объединения в сфере угля и стали, когда идея создания союза еще не была представлена. Основанные еще в 1952 г. такие органы союза как Ассамблея, Совет, Комиссия практически не изменились с того времени, что говорит о стабильности и эффективности по сей день указанных органов союза. Ассамблея является наднациональным парламентом, а Европейский Суд – суперарбитром. Наряду с перечисленными органами функции Совета, который состоит из членов правительств стран-участниц союза, существенно уменьшилась, а роль Комиссии как органа, выполняющего функции исполнительного органа практически не изменилась.
Высший политический орган ЕС, состоит из глав государств и правительств государств-участников союза и их заместителей — министров иностранных дел.
Участниками ЕС являются также председатели Еврокомиссии. Идея создания ЕС основывалась на теории французского президента Шарля де Голля, в которой говорилось о проведение неофициальных саммитов глав государств ЕС, которое должно было быть направлено на уменьшение роли государств в сфере интеграционного образования. Такие саммиты были проведены в период с 1961 г., а в 1974 г. В этот период практика проведения таких неофициальных саммитов была формальной.
Совет дает понятие об основных направлениях развития ЕС и представляет пути решения проблем. Основной задачей ЕС является разработка линии действий политического сближения.
Совет Министров имеет полномочия в сфере политики, которые сводятся к составлению изменений в основные международные договора по сближению государств в единое мировое сообщество. Заседания этого совета проводятся не реже двух раз в год в Брюсселе, или же в государстве-участнице Евросоюза, которое в данный момент возглавляет Совет Евросоюза. В общей сложности такие заседания занимают порядка два дня работы. В последствии решения, вынесенные по итогам заседаний, являются обязательными.
ЕС отличается от Совета ЕС, а также от Совета Европы. Так, Европейский Совет как таковой не входит в систему органов Евросоюза, и выполняет функции, связанные с формальным руководством, в котором присутствие членов государств-участников союза дает гарантии того, что решение будет законным и значимым для них.
Европейская Комиссия представляет собой высший орган исполнительной власти Евросоюза, который включает в себя 28 участников, по одному от каждой страны-участнице союза, являющихся независимыми и осуществляющих действия в соответствии с целями союза. Данные участник не могут выполнять иную деятельность. Страны-участницы союза не могут влиять на участников комиссии. Комиссия меняется через каждые пять лет в следующем порядке: Совет ЕС на уровне высшего лица страны или правительств, представляет кандидата председателя комиссии, утверждаемого Европарламентом. В последствии, Совет ЕС вместе с кандидатом осуществляет функции по формированию состава комиссии в совокупности с пожеланиями стран-участниц союза. Далее структура комиссии должен быть одобрен Европарламентом и утверждена Советом ЕС.
Все участники комиссии имеют обязательства по обоснованию направления деятельности за конкретную область политики ЕС и соответственно и возглавляет структурное подразделение.
Комиссия выступает как орган, обеспечивающий ежедневную работу ЕС, которая направлена на исполнение основных догм международных договоров. Также комиссия является органом, выступающим с законодательной инициативой, а в последствии контролирует её исполнение. При нарушении законодательства ЕС комиссия может применить меры ответственности, а также обратиться с жалобой в Европейский суд. Комиссия имеет права в разнообразных сферам политики.
Глава 2. Место Евросоюза в мировом пространстве и в России
2.1. Международное сотрудничество России и Евросоюза
С давних времен Европа строила с Российской империей, СССР, а затем Российской Федерацией, особые отношения и зачастую невыгодные как в экономическом, так и политическом плане России, которая, в свою очередь, в буквальном смысле не раз спасала Европу от гибели – в ХIХ веке от Наполеона, в ХХ от Гитлера. При этом Россия уделяет важное значение взаимоотношениям с европейскими государствами, стараясь строить их, не ущемляя интересы политических партнеров. После развала СССР в отношениях между Россией и международными центрами силы – США и Европейским Союзом (ЕС) произошли глобальные изменения, во многом негативные для РФ.
Для того чтобы понять суть происходящего, необходимо вернуться к истории. Еще во время становления «европейской идеи» многие ее сторонники противились участию России в европейской интеграции, провозглашая одной из целей будущего союза борьбу с «имперскими» устремлениями Российской империи .
В 1949 году, в начале «холодной войны», в период зарождения Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), была объявлена «технологическая блокада», целью которой ставилось достижение превосходства США над СССР, в связи чем разрабатывается стратегия контролируемого технологического отставания, содержащая список товаров и технологий, запрещенных к экспорту в СССР.
Европейский союз с начала своего существования декларировал принципы верховенства закона и демократии. Страны – члены ЕС часть своего суверенитета делегируют единым институтам власти, представляющим общие интересы союза как единого целого. Источником всех решений и процедур являются основные договоры, ратифицированные странами-членами.
Вторая половина ХХ века была отмечена противостоянием двух политических систем - капиталистической и социалистической и, соответственно, биполярным мироустройством с двумя сверхдержавами – СССР и США.
«Два мира – две системы» – вот формула, отразившая два типа интеграции – капиталистическую (ЕЭС) и социалистическую (СЭВ).
Совет экономической взаимопомощи – международная организация социалистических государств (1949–1991), явившаяся историческим примером экономической интеграции, сыгравшая важную роль в развитии народнохозяйственных комплексов стран, входивших в нее, и их индустриализации .
Так, в 1949 году в Москве было принято решение о создании СЭВ на совещании представителей СССР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Польши и Румынии, признавших необходимость осуществления более широкого экономического сотрудничества. СЭВ представлял собой альтернативу «плану Маршалла» .
Экономические отношения между плановой системой хозяйствования Советского Союза и его союзников и рыночной экономикой ЕЭС доставляли друг другу большие сложности.
2.2. Роль Евросоюза в международных отношениях: достижения и перспективы
За весьма короткий по историческим меркам отрезок времени (70 лет) Европейский Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.
На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели.
Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.
Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять-пятнадцать лет назад были такие, как:
1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;
Заключение
В основе образования Евросоюза лежит идея об образовании единого пространства в целях взаимодействия в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Особенностями Евросоюза, которые существенно отличают его от иных международных сообществ, являются самостоятельная система институтов, система права, бюджет, валюта, гражданство и территория.
Евросоюз не соответствует классическим определениям глобальной державы, но в то же время его деятельность и в пространственном, и в количественном, и в качественном отношении глобальна –она охватывает весь земной шар и весь спектр современных вызовов человечеству.